ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению. Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.
Цель:
создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней.
Задача проекта:
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
Материально-технические условия
1. Локальная сеть.
2. Использование электронного журнала и электронного дневника.
3. Доступ к сети Интернет.
4. Количество учащихся, приходящихся на один компьютер.
5. Закупка новых компьютеров и мультимедийных комплексов в предметные кабинеты.
6. Лицензионное программное обеспечение на всех компьютерах.
7. Осуществляется контент-фильтрация.
8. Проекторы, сканеры, многофункциональные устройства МФУ, ноутбуки, ПК, интерактивная панель, летательные аппараты, шлем виртуальная реальность.
9. Цифровой фотоаппарат.
Кадровые условия
1.ИКТ-грамотные учителя (владеющие программами Word, PowerPoint, Excel, использующие электронную почту, умеющие найти нужную информацию в Интернете).
Информационные условия
1. Сайт школы, отвечающий требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Электронная почта.
3. Электронными образовательными ресурсами.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
3. Распоряжение от 20 октября 2010 г. № 1815-р « О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020годы)».
4. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа», утверждённая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271.
5. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».
6. Приоритетный национальный проект «Образование».
7. Приказ МП РФ от 02.12.2019 г. №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды.
8.Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 г. №2040 «О проведении эксперимента по внедрению ЦОС».
9. Распоряжение МП РФ от 14.01.2021 г. №Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования…».
10. Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа».
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральные документы
Национальный проект «Образование».
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.01.2020г. №МП-5/02 о направлении методических рекомендаций.
Нормативная документация по использованию ИКОП «Сферум»
Постановление о федеральной государственной информационной системе «Моя школа»
Региональные документы
Локальные акты
Положение о порядке и оценке эффективности использовании цифрового оборудования
Положение об электронной информационно-образовательной среде школы
Одним из важнейших направлений развития МБОУ «Яйская СОШ №2» является создание единого информационного пространства, что позволит обеспечить высокий уровень доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов и обучающихся, а это предполагает формирование информационной культуры личности.
Перечень оборудования в комплектах, поставленных в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (2019-2023 годы)
№ | Год поставки | Наименование оборудования | Количество |
---|---|---|---|
1 | Ц-2019 | МФУ (принтер, сканер, копир) | 1 |
ноутбук | 6 | ||
Учебный класс | |||
ноутбук | 2 | ||
интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением | 2 | ||
Компьютерный класс | |||
ноутбук | 30 | ||
2 | ЦЭ-2021 | Учебный класс для работы с ЦОК | |
видеокамера(тип 2 – для онлайн трансляции) | 6 | ||
телевизор с функцией Smart TV (веб-камера+мышь) | 6 | ||
ноутбук (тип 2) | 6 | ||
Оборудование управления средствами обеспечения дистанционного обучения и видеонаблюдения | |||
сервер (тип 2) | 1 | ||
Компьютерный класс | |||
МФУ (принтер, сканер, копир) | 1 | ||
ноутбук (тип 1) | 18 |
Все МБОУ «Яйская СОШ №2» созданы благоприятные условия для развития цифровой образовательной среды:
Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
№ | Основные компоненты | Наличие | Удовлетворяющие требования ФГОС |
---|---|---|---|
1 | Официальный сайт школы | Есть | Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательной деятельности. |
2 | Электронная почта | Есть | Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательной деятельности. |
3 | Электронный журнал | Есть | Обеспечивает планирование образовательной деятельности и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности. |
4 | Система электронного документооборота | Есть | Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. |
5 | Система дистанционного обучения для учащихся | Сформирована, функционирует. | Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. |
6 | Система поддержки пользователей компьютерной техники | Сформирована | Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса. |
7 | Подключение к сети Интернет | Есть | Во всех учебных кабинетах есть проводной интернет, и подключение по Wi-Fi |
Используемые в работе цифровые платформы
Название платформы | Решаемые задачи |
---|---|
Электронный журнал «Электронная Школа 2.0» | Довести до сведения учащихся и их родителей результаты успеваемости. Своевременное информирование |
Онлайн-платформа «Учи.ру» | После прохождения уроков Учи.ру учениками легче усваивается учебный материал. Участники олимпиад сразу видят результат и получают мгновенно диплом |
Образовательная-платформа «Российская электронная школа» | Полный комплект учебно-методических документов для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1 по 11 класс. Дидактические и методические материалы, размещённые в каталоге школы, могут быть использованы для подготовки ваших учителей к занятиям, а также непосредственно на уроках, что будет способствовать повышению интереса школьников к изучаемому материалу. |
Образовательный портал «Инфоурок» | Поиск информации. Материалы для работы, курсы повышения квалификации и переподготовки, конференции, вебинары, новости и видеолекции. |
Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР | Варианты для самопроверки. Варианты составляются компьютером из новых заданий и заданий, оказавшихся самыми сложными по результатам предыдущего месяца. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения и выставляет оценку. |
Социальная сеть работников образования (nsportal.ru) | Поиск и обмен информацией. |
Сайт школы | Привлечение интереса. Информирование. |
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт https://school2yaya.kuz-edu.ru/, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об учащихся, о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет, документы, регламентирующие работу школы. Информационное наполнение официального сайта школы осуществляется в соответствии с требованиями к структуре сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации: на сайте создан раздел «Цифровая образовательная среда». Школа имеет высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 100 Мгб/с.
Для формирования и развития интереса учащихся к занятиям информатикой, расширение их кругозора проводятся различные мероприятия, погружающие ребенка в мир IT. С 1 сентября 2023 по 26 мая 2024 года были проведены семь «УРОКОВ ЦИФРЫ».
Очень актуальна тема развития функциональной грамотности ребенка. Проводятся диагностические работы по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы (РЭШ).
Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
Перечень программ реализуемых ЦОС
Оборудование полученное в рамках проекта ЦОС позволяет реализовать программы инженерной направленности. В том числе: программа внеурочной деятельности «Физика для любознательных», программы дополнительного образования технической направленности «Знакомство с искусственным интеллектом», «Экспериментариум по физике», «Шахматы».
Мониторинг учебной деятельности проводится на основе электронного журнала, работа с контингентом осуществляется через Электронную школу 2.0., работа с аттестатами проходит с использованием информационной системы, а база данных по аттестатам загружается и хранится в ФИС ФРДО, бухгалтерия работает с системой 1С.
Использование ресурсов ЦОС позволяет привлечь обучающихся к цифровым технологиям и помочь определиться в выборе профессии. Так в 2024г. в рамках профессиональных проб в Сибирском политехническом техникуме г.Кемерово шесть обучающихся восьмого инженерного класса получили свидетельства о получении профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» и «Оператор видеосъёмки». Профориентационные занятия в режиме ВКС для учащихся 10-11 классов проводит ФГКВОУВО «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённое училище имени генерала армии С.М.Штеменко».
Возможности ЦОС используются в методической работе. На платформе «VK Видео», можно послушать и посмотреть полезные лекции и мастер-классы, дискуссии и интерактивные сессии с участием экспертов проекта «Билет в будущее», «Сферума», «VK Мессенджера» и многих других.
МБОУ «Яйская СОШ №2» является площадкой проведения акций «Диктант Победы», Географический диктант, Этнографический диктант, Педагогический диктант, Экологический диктант и т.п.